Во второй вторник октября отмечается День Ады Лавлейс, день который был был основан в 2009 году Сав Чарман-Андерсон, чтобы отпраздновать достижения женщин в науке. Праздник назван в честь Ады Лавлейс, которая была известна, как компьютерный программист, но задолго до создания привычного нам компьютера.
Лавлейс написала алгоритмы для аналитической машины Чарльза Бэббиджа в начале девятнадцатого века. Машина Бэббиджа имела все признаки компьютерного оборудования, в то время, как Лавлейс сосредоточилась на программном обеспечении. Она не только понимала потенциал компьютеров для выполнения определённых автоматизированных задач, но и предвидела возможность их творческого использования. Одной из вещей, которые по её мнению, могли бы делать компьютеры, было сочинение музыки.
Много лет спустя, в 2015 году, Йельский учёный-компьютерщик Донья Квик сделала именно то, что представляла себе Лавлейс. Она написала программу под названием Kulitta, которая производит новую музыку на основе существующих музыкальных стилей.
На фото Донья Квик
Когда добровольцы слушали фрагменты музыки и оценивали, насколько вероятно, что она написана человеком, программа Kulitta производила музыку лучше, чем многие другие композиции на той же основе. От этого, люди думали, что звучащая музыка, написана самим человеком.
Программа Доньи Квик, Kulitta — это тип использования вычислительной мощности, который Ада Лавлейс предсказала ещё в 1840-х годах.
Однако Лавлейса и Бэббиджа разделяло от этой недостижимой цели, разработка полезного механического компьютера. Аналитическая машина, так и не была построена. Но быстрое развитие технологий, в частности в области электричества, в конечном счёте разработало тот компьютер, который привычен нам в повседневной жизни. Часть этого технологического развития, также включала экспериментальное использование электричества в музыке.
В 1958 году BBC запустило радио звуковую мастерскую, чтобы изучить использование технологий для производства различных звуковых эффектов и музыки. Одним из соучредителем этого семинара выступила Дафна Орам, композитор, которая работала студийным инженером на BBC. Но когда она узнала больше об электронной музыке, то покинула мастерскую через год, чтобы продолжать собственные проекты. Орам экспериментировала с различными электронными средствами производства звука и изобрела новую технику для создания музыки с помощью рисунка, которую назвала Oramics.
Дафна Оран
Радио звуковая мастерская работала без Орам и продолжал производить музыку, управляемую технологией, до 1990-го года. Одним из самых известных постановок является саундтрек оригинальной серии Доктор Кто, аранжировкой от Делии Дербишир из композиции Рона Грейнера.
Делия Дербишир изучала, как музыку, так и математику. Объединяя оба этих навыка в своей карьере, экспериментируя с музыкальными технологиями.
Делия Дербишир
Это всего-лишь несколько женщин, вовлеченных в технологическое производство музыки. Область которую Ада Лавлейс предсказала более 150 лет назад. В этом году, как и многие другие годы, День Ады Лавлейс выпадает на ту же неделю, что и объявление Нобелевской премий. После двух дней объявлений о присуждении премий на этой неделе, шесть мужчин были отмечены за их вклад в науку, но при этом пока ни одной женщины. Все они, конечно, достойны признания, но День Ады Лавлейс — это ежегодное напоминание о том, что в научно-техническом развитии участвуют и женщины.
Источник: http://leisurecentre.ru/prazdnik-feministok-ili-dostizheniya-zhenshhin-v-nauke/